НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО
новостигостеваяконтакты
музыканты
афиша
фотогалерея
тексты
музыка и видео
погода
ссылки
внизвверх

15 АЗАЛИЙ

Почти 10 лет существует рок-группа НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО (далее – НВИБН), но читать сейчас будем не о группе, а о том, как типичной независимой группой была осуществлена попытка съемок клипа. Все было непросто. Началось с того, что НВИБН записало не совсем форматную с позиций своего собственного творчества песню. Песня выдержана в драматически-эпических тонах с доминирующим военным уклоном. Ну там, красивая клавишная аранжировка с надрывчиком, обнаженный нежно-усталый вокал, в общем, действительно серьезная баллада на фоне остального гривуазного репертуара. Так вот, одним гнусным утром неформальный гитарный харизматик НВИБН Андрейсергеев (далее – АС) вылупился из пропуканной кроватки с жесткой навязкой снять видеоклип на бродячий мотив про любовь и войну. Впрочем, его одновременно поддержал его единомышечник отставной козы Лешароманов (далее – Лёша Рэ). Решение снять клип, даже если на него есть десятка тысяч зеленых спинок, нельзя считать первым шагом на пути к славе и самоудовлетворению. Дело в том, что в клипе самое главное, помимо песни, конечно – это идея. В большинстве случаев, в зависимости от бюджета варьируются идеи (прямо пропорционально). В случае жирного бюджета на рынке труда заготовлены сонмища режиссеров и операторов и тумены художников-постановщиков, -декораторов, - по костюмам, - по свету и по всему остальному. К сожалению, многие из них являются профессиональными ремесленниками, ибо многие клипы снимались в одних и тех же московских интерьерах, и в одних и тех же костюмах, что говорит о поточном производстве, устоях и традициях, нерушимых творчеством. Бесчисленные примеры этого жанра нет смысла освещать, все его видят каждый день на МУЗТВ. С другой стороны, существует целая пропасть талантливых работ, снятых на видео, а то и на 8мм кинопленку, где музыканты без грима, света, крана и костюмов отжигают от души, как это было, к примеру, в клипе BEASTIE BOYS `Three Mcs And One DJ`. Хотя эти трое далеко не бедные люди. Деньги – вещь нелишняя при производстве клипа, но даже если ты – Алсу, а твой папа – Р.Сафин, не стоит делать из клипа отражение его бюджета. Наши романтики новой волны из НВИБН пошли по нетрадиционному пути. Их целью был полноценный клип, сделанный профессионалами со всеми техническими приспособами и прочим шлаком при явной невозможности вбухать в процесс адекватного количества денег. Они искали такого режиссера и таких членов съемочной группы, которые были бы способны работать и амортизировать свои оборуды помимо корыстной основы. Это прежде всего режиссер Юля Колесник и оператор Сергей Павленко. Первоначально планировалось истратить на технику и техников около двух тысяч уставших ефрейторов, которые представляли из себя беспроцентный бессрочный кредит от частных лиц. Юля Колесник (ПИНГВИН ПРОДАКШН) была уже к тому моменту реально востребованным режиссером (рекламные ролики «Хули» («Батон», «Дыня»), куча корпоративных фильмов, собственно киноленты «Прогулка», «Форельный квинтет», «Утро2001», и целый пук всяких прочих знаменитых отечественных роликов). Большинство ее работ создавалось при участии Сергея Павленко. Ей хотелось попробовать поработать в малой кинематографической форме, к примеру, в организации съемок клипа какой-либо не шибко знаменитой (первый блин, все-таки), но и не самой убогой рок-группы. Так получилось, что спустя многие месяцы желаний, Андрейсергеев во время путешествия на юг, под влиянием алкоголя, разбил в пыль свою помойку, фактически обмотал ее вокруг чинары и стоял, без единой царапины, на обочине с поднятой рукой. Мимо проезжала Юля, которая согласилась подбросить парня до местных гаишников. Фабула, предложенная Юлией была следующей. Пятерка молодых людей, одетых в парамилитаристские обноски оливково-черных тонов, бредут по заснеженному подлеску, все тащат горшки с цветами (прям HAPPY MONDAYS), идут они в направлении одинокого дерева в поле, к которому прикована певица Света. Пока они там лазят, их настигает смерть, одного за другим, но оставшиеся тащат свои горшки дальше. Потом проясняется, что один тип в зимнем камуфле сидит на связке Света-дерево и из винтовки морщит этих бабников, которые хотят Свете цветы подарить. Перемочив всех, он пытается покуситься на износ, но не вовремя бросает винтовку, поворачивается к Свете задницей, та хватает весло и выносит его в упор. Вот такая драма. Было понятно, что в клипе будут сниматься музыканты и стихийные актеры. Художник по костюмам набросал эскиз костюмов, этакий коктейль из откровенно милитарных и военно-рабочих шмоток, ремней и неясных деталей мутных тонов. АС приступил к поиску соответствующих артефактов. Всю Москву на волосы поставил. Обратился к одному другу, давай, мол шмоток на клип, таких и сяких. А еще нужна снайперская винтовка и маскировочный костюм для снайпера. На вопрос дружка о том, кто будет снайпером, музыкант ответил, что есть целый актер, у которого амплуа – снайпер. «Ну не знаю, говорит дружок, кое-что есть, чего-то нет и не достанешь, винтовка – нереально, а вот если бы я участвовал в клипе, то все было бы в пятницу, и на снайпера бы оделся самостоятельно». Ну АС не устоял, нет не из-за шантажа, просто они друганы. Для Светы, как для единственного светлого пятна, было разработано специальное платье образца конца XIV в. - начала XX в. Тут дело сложнее, его пришлось специально шить у профессионалов. Особое внимание уделялось цепи, коей Свету приладили к дереву, долго не могли найти нужный фасон, отдельно заказали наручные оковы, тут же из девушек с улицы организовывали фокус-группы для оценки удобства и практичности кандалов. И, последний момент, это цветы. Долго выбирали цветы в горшочках, чтобы и цветы были и вроде в горшочках. Ребятам очень понравились не самые дешевые азалии. Продавец заметил, что растение довольно нежное и предпочитает холод жаре. То, что нужно. Взяли 15. Так, значит там у них в клипе дерево, лес, поле. Нужно было найти поле со стоящим одиноким деревом, с опушкой леса поблизости и при отсутствии разных там антропогенных включений типа ЛЭП, избушек, и сгоревшей техники. Юля и АС объездили значительную часть области в поисках подобных планов, спустя полторы недели Юле, наконец, повезло на подольском направлении. Был найден пейзажик, отвечающий всем требованиям замысла. Причем дерево было правильное – дуб, уважаемое растение и у славян, и у германцев. АС посетил местного механизатора Анатолия Петровича и уговорился с ним за оговоренную мзду пробульдозить в поясном снегу трассу для мелкой колесной автотехники к будущей съемочной площадке. По наивности, он проплатил вперед два дня работы А.П. Анатолий Петрович, напротив, оказался крайне культурным человеком и не стал напиваться, как некоторые, что позволило ему бесперебойно очищать от снега довольно протяженную коммуникацию два дня. Далее, АС провел работу по поиску крана для камеры со всей его крановой командой, а также катальщиком тележки, надо заметить, страшно высокооплачиваемый и зверски квалифицированный персонал. Эти люди, естественно, всегда известны в кинокругах. Кроме того, необходим был свет, для чего была мобилизована соответствующая моменту команда со своим оборудованием, включавшем всевозможные лампы с фильтрами на штативах, километры шнурков и, естественно, маленький дизельный генератор на 12 кВт, размещенный в УАЗе. Тоже дорогие были ребята. Наконец, мы подошли к изюминке постановочного действа нашего клипа, в котором должна была мести неимоверная метель и где-то даже пурга. Весь этот зимний фанк создавался при помощи … авиации, как и всегда в подобных случаях. Известно, что для съемок взрослых фильмов, чтобы погнать волну, песок и снег с листвой, используют обычные реактивные двигатели от реактивных самолетов гражданской и иной авиации. В нашем случае были задействованы мотопарапланеристы. Силовая установка параплана удерживалась на земле одним спортсменом, другой в это время совковой лопатой кидал снег навстречу потоку. Благодаря непрерывной подаче снега создавался потрясающий эффект пурги. Пурга была настолько мелкой и стремительной, что фотографии съемочной площадки выглядели невыдержанными. В некоторых технических перерывах наши дядьки-спортсмены надевали свои купола-крылья и носились над полем. Выглядит это со стороны очень привлекательно. Вот так бы и сидел в лонгшезе со стаканчиком бурбона и мог бы битый час втыкать на снующего над равниной мотопарапланериста. Следующим продуманным моментом был так называемый грим-ваген. Собственно, обыкновенный трейлер, оборудованный двумя комнатами, санузлом, шкафами-купе и прочей комфортабельной фигней. Тоже недешевая услуга в наши дни. Ну и конечно, передвижная установка на базе какого-то уродца от французского автопрома с горячими обедами. Все эти немыслимые приготовления были исключительной заслугой трудов АС, который как гном годами копил силы, устанавливал и развивал контакты в перспективных сферах

Зачем врать, перед съемками никаких репетиций, прогонов и погружений не было. Единственный прецессионный момент, который был соблюден в рамках духовной настройки – поход всей съемочной группы клипа на концерт НВИБН в «Вермеле». И, наконец, после нескольких переносов был назначен день съемок – понедельник. Место встречи всех участников было определено на Варшавке в 7.00. Что удивительно, все машины приехали вовремя, и ровно в 7.00 вся колонна тронулась на юг. Прибыли на место через час, почти без происшествий, если не считать гримвагена, выбившийся из колеи и слегка увязший в снегу, что вскоре исправил УАЗик. Место под парковку всех машин группы числом 6 было заботливо разровнено Анатолием Петровичем. После успешного прибытия на площадку приехали чиновники из подольской дорожной службы, чтобы убедиться, что все добрались и никто не застрял, не потерялся. Этих людей подослал Юра Борунков, старый друг и подельник АС. Затем перешли к монтажу оборудования (кран, свет), одновременно актеры и музыканты переодевались и гримировались. Художник начал колдовать над спринговым FN FAL, который, по его мнению, был хлипковат для настоящей винтовки. Он успешно вышел из положения, неосторожно залив белым спреем оптику 4х оптического прицела, который был на винтовке. Было довольно прохладно, у участников съемок, за исключением технического персонала появлялось желание согреться, но все отчетливо осознавали, что съемочный день, это – не госэкзамены, его-то уж завалить никак нельзя и дружно избегали лишнего алкоголя. Развертывание систем и грим с костюмами отняли три часа, когда группа готова была приступить к съемкам, появилось какое-то рено-пежо в форме каблучка и привезло грибной супчик, рис с гуляшом и некие б/а напитки. За рулем рено-пежо была интеллигентного вида мадам, судя по ее словам, ей еще долго предстояло колесить по области, разводя обеды подобным съемочным группам. Многим участникам съемок, особенно тем, кто сидели на кране или были привязаны к дереву перекусить так и не удалось. Пришлось закрысить для них холодной еды, так как тетка через пятнадцать минут слилась. На этом моменте все интересное закончилось и началась нудная и тяжелая процедура состоящая из сцен и бесконечных дублей. Съемка велась на 8мм цифровую видеопленку, что по замыслу создателей давало максимальный эффект при разумных затратах и немалых возможностях. В первый день снимали Свету, снайпера и ЛР, который был последним в списке убитых цветочников. То есть, как вы догадались, наше кино, как и любое другое, снималось с конца. А все решал, как говаривал старичок Джонни, монтаж.

Начали со Светы. Бедная, несчастная, но героическая женщина. На улице минус 15, а она в квазисредневековом платьице, как говорицца, шея голая, рукава засучены. И на эту бедненькую певицу снегом бъет неистово бессердечный деревянный винт с размахом более метра, у которого вместо сердца пламенный двухгоршковый итальянский мотор. Что говорить, это была пытка. Да, именно так издевались маститые советские режиссеры над старлетками-комсомолками в недалекие времена тоталитаризма. В короткие перерывы между дублями в Свету быстро вливали бренди, укутывали ее одеялами и шубами. Она все пела и пела под фанеру в белой пурге. Особенно хорош оказался крупный план. Не покидает чувство, что ты видишь по правде обреченную девушку. Все бы ничего, только дублей было несколько десятков, да и были они продолжительными. Готовы. Начали. Не смотри в камеру. Стоп. Готовы. Стоп. Поправьте грим. Готовы. Снимаем. И так без конца, пока не прозвучит долгожданная команда «Снято!» Из страдальцев также необходимо выделить ЛР. Мужчина был сух, сдержан и стоек. В основном молчал. Если кто помнит сталинградское death-porno с занесенными снегом портретами немцев, представит, что испытывал Леша. Как он потом признавался, он не слышал команд режиссера, просто по всему телу (и по ушам тоже) лупили комья наста с немалой силой. Готовы. Начали. Леша идет. Выстрел. Стоп. Переигрываешь. Готовы. Начали. Идешь устало. Выстрел. Роняешь цветок. Стоп. Упал плохо, надо немного набок. Потом новый дубль. Так без конца. Снова он идет, выстрел, падает, и за считанные секунды его, лежащего в снегу в рваной майке с банданой на голове заносит пургой. Эти кадры просто завораживают и вызывают реально амбивалентные чувства. Стона никто не услышал от ЛР. Только в конце съемок эпизода он перестал разговаривать. Да просто глубоко упился от того коньяка, которым ассистенты пытались поддержать в нем жизнь. Хорошо было только снайперу. Он просто сидел на дереве, болтал ногами, на него никто не метал пургу. Иногда вспоминали о нем и приносили рюмочку. Но не все коту масло. Пришлось человеку попрыгать с трехметровой высоты, когда переснимались дубли его спешивания. Съемки длились до наступления сумерек. Освещение позволяло снимать и ночью, но в перспективе небо виделось бы уже не серым, но черным. Так прошел первый съемочный день. Басист от скуки напился в слюни. А потом приехал и сам Юрец Борунков на своем джипе и пригласил всех в местную баню. Предложение было грандиозным, по крайней мере, ничего лучшего в тот вечер нельзя было выдумать.

На следующий день была назначена съемка группы полувоенных, которые несли цветок к дереву. Те же полураздетые фигуры артистов и музыкантов в составе 5 человек, они продираются сквозь лысый кустарник и стену снежной метели. Целый день хождения туда-сюда по колено в снегу, с метелью по всей морде, босые руки и голые шеи. На дворе уже минус двадцать. Да еще эти азалии. Кран с Сергеем Павленко навис, издалека Юля оглашает своими командами все поле, фанера параллельно транслируется на всю площадку. Готовы. Пошли. Выстрел. Вася роняет цветок. Падает. Стоп. Не швыряет, а роняет. На исходную. Пошли. Выстрел… Доходились до того, что актер Саша Литвиненко истошно завопил: «Вызовите милицию!», что слегка развеселило замерзающую съемочную группу. Ну вот, слова закончились, остались только цифры. Все, кроме технарей, трудились безвозмездно. Сметы клипа не было, бюджета не было, дело в том, что эти вещи составляются до начала съемок. Наши друзья смогли только подвести итог, который накрыл сумму в три тысячи ушлепанных егерей. Обошлось не без курьезов. В конце съемок к АС подошел художник и потребовал покрыть накладные расходы и прочие трансакционные издержки, при этом он высыпал ворох чеков. АС, не глядя, с вопросом «Скока?» выделил одного франклина. Спустя время, добравшись до этих чеков, он стал их перелистывать. Чего там только не было. Бензин за 2003 год, сумка для неустановленной видеокамеры, самое крутое – черенки для каких-то лопат. Встречный иск на покрытие расходов на проезд и питание предъявлять было поздно.


Александр Закусило